УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Архангельская СОШ
имени А.Н.Косыгина Осипова Г.Н._____________
«___» ________________2010 г.
Положение
о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А.Н. Косыгина.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А.Н. Косыгина (далее Положение), разработано в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области по направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования», концепции профильного обучения в образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, внедрения системы учета внеучебных достижений обучающихся и определяет структуру, примерное содержание портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся школы (далее - портфолио).
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения со 2 по 11 классы.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
1.2. Цели портфолио:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
- обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном смысле;
- организовывать помощь в формировании умений продемонстрировать способности обучающегося в практическом применении приобретенных знаний и умений;
-
содействовать формированию отчета об индивидуальных образовательных достижениях обучающегося.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.
2. Структура портфолио
2.1. Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов:
1). Раздел «Мой портрет» включает в себя:
- личные данные обучающегося; v автобиография (резюме) обучающегося;
- результаты психологической диагностики обучающегося;
- информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;
- результаты проведенного обучающимся самоанализа,
- описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;
- результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося;
- другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
2). Раздел «Портфолио документов» портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Этот раздел включает в себя документы, подтверждающие участие обучающего в научных конкурсах и обществах, таких как:
- · предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
- · мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.;
- · образовательные тестирования и курсы по предметам;
- · школьные и межшкольные научные общества;
- · конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием.
Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
3) Раздел «Портфолио работ».
Этот раздел представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Этот раздел включает в себя:
- исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;
- проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте;
- техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;
- работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;
- другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;
- элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия;
- различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность;
- занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;
- участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат;
- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося;
- спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда;
- иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.
4) Раздел «Портфолио отзывов»
Этот раздел включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями. возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.. а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.
Этот раздел включает в себя:
• заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.);
• рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;
• отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
• резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижении;
• эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
• рекомендательное письмо о прохождении социальной практики иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.
2.2. Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений на территории Московской области независимо от вида общеобразовательного учреждения и особенностей реализуемых образовательных программ.
2.3. Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ.
3. Оформление портфолио
3.1. Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения, в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.
3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
-
систематичность и регулярность ведения портфолио; -
достоверность сведений, представленных в портфолио; -
аккуратность и эстетичность оформления; -
разборчивость при ведении записей; -
целостность и эстетическая завершенность представленных материалов; -
наглядность.
3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
3.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
3.6. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначаемой приказом директора образовательного учреждения (далее - ОУ). В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.
4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося
4.1 В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместителя руководителя ОУ.
4.2 При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
1) обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
2) директор ОУ разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио:
- распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;
- создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания;
- осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;
3) заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся:
- осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;
4) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио:
- проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями;
- осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио;
- осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио;
- обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости;
- организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся;
5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио:
- предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио;
- организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов;
- разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;
- проводят экспертизу представленных работ по предмету;
- пишут рецензии, отзывы на учебные работы;
6) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
5. Ранжирование результатов, помешенных в портфолио
5.1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях:
- федеральный уровень: победитель - 10 баллов, призер - 8 баллов, участник -3 балла;
- региональный уровень: победитель - 6 баллов, призер - 5 баллов, участник -2 балла;
- муниципальный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла; участник - 1 балл,
- школьный уровень: победитель, призер - 2 балла.
5.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом:
-
сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т.д. - 2 балла за каждый сертификат; - удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик (социальной, трудовой, языковой, педагогической и т.д.) - 2 балла за каждое удостоверение и сертификат.
5.3. Порядок ранжирования материалов, помещаемых в разделы «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов», устанавливается экспертной группой в соответствии со значимостью работы от 1 до 3 баллов.
6. Учет результатов Портфолио
6.1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается:
- · при зачислении обучающихся в классы с углублённым изучением отдельных предметов, профильные классы;
- · в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;
- · при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;
- · при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;
- · при проведении внутришкольного контроля;
- · в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ (аккредитация ОУ, контроль качества образования).
документ можно скачать отсюда